Моделирование ситуаций

Эффективный способ поддержания совместно используемой мысленной карты проблемы, проекта и деятельности группы состоит в регулярном проведении моделирования ситуаций. Это короткие собрания, где один человек за десять минут излагает текущее понимание положения группы. Как и все остальное, это не ритуал, который необходимо выполнять неукоснительно как неизбежную часть работы, он имеет свое назначение. Это означает, что моделирование ситуаций стоит проводить даже если присутствуют не все члены команды, и, более того, его стоит начинать экспромтом, если уж собрались интересные люди.

Книга "Справочник рейнджера Слоана" (Sloane Ranger's Handbook) включает карту мира для рейнджеров Слоана. Около 50% всей карты занято Площадью Слоана, Шотландия соединена с Лондоном узенькой дорожкой M1, а континенты отодвинуты к краям карты. Шутка заключается в том, что у всех нас собственная искаженная карта мира, но карта рейнджеров уж очень сильно искажена по сравнению с географической. Для рейнджеров Слоана это не шутка -- это правильное представление их мира, и они утверждают, что их представление не более нереальное, чем какое бы то ни было другое. (Некоторые из них купили книгу, чтобы иметь возможность проверить правильность. Она прошла проверку.)

Точно также, поскольку у нас всех есть своя собственная карта мира, у каждого из нас есть своя точка зрения на проблему и деятельность группы. Выявление различий точек зрения на проблему у разных людей дает больше преимуществ группе в целом, чем если бы просто позволить членам выверять свою точку зрения на своих картах меньшего размера и выявлять качественные и фактические отличия (что моделирование ситуаций тоже делает) в отдельных разговорах. Если взгляд на проблему с разных сторон приносит понимание, выслушивание того, как описывает прикладную программу занимающаяся связью команда, может дать прикладным программистам вещи, о которых они даже не догадывались со своей точки зрения.

Чтобы понять, почему полезно прерываться для моделирования ситуаций на несколько минут в день для общего собрания группы, очень полезно подумать о двух различных физических принципах работы систем хранения изображений. Традиционные фотопленки хранят разные части всего изображения в разных частях поверхности пленки. Соответствие между плоскостью изображения и плоскостью пленки прямое. Оторвите кусочек, и этот кусочек изображения пропадет. Голографические же пластинки хранят преобразование целого изображения в каждой части поверхности пластинки. Отломите кусочек, но изображение сохранится, хотя и понизится разрешение, поскольку кусочек содержал информацию о распределении определенных частотных компонентов изображения.

Команде не нужно концентрировать знание о предмете в отдельных личностях для исключения всего другого знания. Если делать так, то результат будет печальным, поскольку команда не сможет общаться внутри себя. Распределение знания по всей команде должно больше походить на голограмму, чем на фотографию. Я должен знать многое о своей работе и немного о вашей. То немногое, что я знаю должно быть правдивым и истинным, не важно, как бы причудливо я ни выражал это с вашей точки зрения. Тогда вы и я можем говорить друг с другом.

В моделировании ситуаций очень важно выдерживать строгий регламент (лимит времени), иначе вы безнадежно увязнете. Это означает, что у докладчика должно быть лишь несколько минут, чтобы кратко выразить Что На Самом Деле Произошло, оставляя вытекающие последствия за рамками. Это могут быть сравнения точек зрения, в которых члены команды не согласны с докладчиком, поиск возможностей упрощения, когда я узнаю, что я делаю на своем уровне такого, с чем вам приходится бороться на своем, либо получение знания от специалиста.

Также помните, что модель, где каждый имеет свою точку зрения -- это групповая модель. Если в свете точки зрения кого-то обнаружился изъян в совместно используемой модели, то нападки на модель не означают нападки на человека, чей новый подход позволил обнаружить изъян, который вы не заметили со своей точки зрения.

Если группа освоится с подходом зететики, то из моделирования ситуаций можно извлечь дополнительные выгоды. Докладчика можно выбирать случайным образом. Это значит, что у каждого будет стимул регулярно прокручивать в своей голове весь проект, чтобы выглядеть элегантным и изобретательным, когда наступит его очередь рассказывать. Результат может быть потрясающим.

Когда последний раз вы делали работу, которая требовала от вас продумывания вашей работы, если вам требовалось писать отчеты о выполнении работы, заполнять многочисленные бланки и формы по контролю качества, заполняющие хранилище истории проекта?